Биометрический учет рабочего времени и расчет ЗП
Просто и удобно. По всей России. Ежедневно 10‑19 мск 
8 (800) 555-89-33
Биометрический учет рабочего времени и расчет ЗП
Просто и удобно. По всей России. Ежедневно 10‑19 мск 

Как эффективно мотивировать сотрудников: ключевые ошибки и их решения

Время прочтения 3 минуты
Методы мотивации и стимулирования сотрудников: решения и лучшие практики

Система стимулирования труда персонала позволяет организовать работу так, чтобы каждый работник был заинтересован в результатах работы компании. Метод «пряника» почти всегда работает лучше «кнута». Правильная мотивация дает человеку стимул работать, достигая поставленных целей.

В этой статье разберемся, как мотивировать сотрудников и как достичь максимальной прозрачности этого процесса, чтобы персонал был уверен в справедливой оценке их достижений.

Что такое мотивация и стимулирование персонала?

Термином «мотивация» называют создание факторов, которые побуждают сотрудника выполнять поставленные задачи. Здесь на первый план выходит психологическая работа. Стимулирование персонала в организации предусматривает использование внешних факторов. Хотя последние повышают производительность труда, они не влияют на мотивацию прямо, так как в этом случае важны чувства человека.

Система мотивации и стимулирования персонала выполняет следующие задачи:

• повышает эффективность работы каждого работника — это влияет на результаты труда коллектива и прибыль компании;

• стимулирует стремление работников улучшать свою квалификацию, получая нужные знания;

• уменьшает текучку кадров, формирует «костяк» коллектива, который заинтересован в результатах работы компании;

• ставит цели, создает для людей ориентиры.

Правильно работающая система строится на нескольких принципах:

• Постепенность. Нельзя сразу поощрять сотрудников большой премией, так как это повысит их ожидания. На следующем этапе мотивации затраты бизнеса увеличатся, что снизит размер прибыли. Размер вознаграждения должен быть небольшим, чтобы сохранить заинтересованность человека в будущем.

• Ощутимость. Материальная или иная мотивация должна быть значимой и зависеть от статуса работника в коллективе, а также результатов его работы. Цель руководителя — найти баланс между постепенностью и ощутимостью.

• Доступность. Система поощрений должна быть понятной коллективу. Ее основывают на KPI сотрудника, времени работы компании, объемов работы, а также других измеряемых факторах.

• Комплексность. Необходимо объединять материальные и нематериальные методы мотивации и стимулирования персонала или чередовать их. Выплат премий недостаточно для вознаграждения человека: он ожидает публичного признания своих достижений.

• Своевременность. Достигнутые работником результаты нужно отмечать сразу, а не откладывать вознаграждение на потом. Благодаря этому человек почувствует себя значимым и сохраняет заинтересованность. Именно поэтому многие компании применяют понедельную оплату труда.

Работодатели иногда используют негативные формы стимулирования труда работников. К ним относятся лишение премий, штрафы за нарушения, другие санкции. Такой подход показывает эффективность в краткосрочной перспективе, но не мотивирует персонал на долгосрочную работу. Кроме того, трудовое законодательство прямо запрещает штрафовать работников. По этой причине отрицательное воздействие все чаще заменяют на позитивное.

Типичные ошибки в системах мотивации и их последствия

Неправильное управление стимулированием персонала приводит к снижению производительности труда, увеличению «текучки» и другим проблемам. Типичной ошибкой является акцент на финансовых стимулах. Работодатель сосредотачивается на выплате премий, бонусов или надбавок за результаты работы. В этом случае ухудшается внутренняя мотивация, так как персонал работает только ради получения денег, а не решения текущих задач.

Сотрудники внутри коллектива начинают соревноваться друг с другом, учащаются конфликты. Кроме того, люди будут постоянно ожидать премий, а если их не будет, разочаруются в работе и перестанут выполнять ее.

Отсутствие нематериальной мотивации формирует чувство недооцененности. Коллектив ощущает, что их труд нужен только для зарабатывания денег. Они становятся менее вовлеченными в процесс, выполняя свои обязанности формально. Люди не будут творчески подходить к процессу, не возьмут на себя дополнительные обязанности.

Во избежание этого важно публично признавать достижения работников, не игнорировать их обучение, давать возможности для карьерного роста.

Другие проблемы, которые могут повлиять на мотивацию:

• Нечеткая постановка целей и размытые ожидания. Работник должен понимать, что работодатель ожидает от него и как достичь поставленных целей. Иначе он потеряет уверенность в себе, будет работать хаотично и не справится с поставленными задачами.

• Отсутствие обратной связи. Работодатель не сообщает сотрудникам о качестве их работы, они не понимают своего вклада в результат. Им не указывают на ошибки, из-за чего люди не могут их исправить. В результате снижается мотивация, теряется продуктивность.

Работодатель должен создать сбалансированную систему, используя материальные и нематериальные способы стимулирования. Важно получать обратную связь от сотрудников и четко ставить задачи перед ними.

Методы и формы стимулирования труда

Для повышения мотивации сотрудников работать используют две основных формы стимулирования:

• Финансовая — материальное вознаграждение в виде заработной платы, премии, социального пакета, компенсации курсов. Они быстро повышают мотивацию, понятны каждому человеку, но действуют ограниченное время. Есть риск роста ожиданий и падения мотивации в будущем.

• Нематериальная — включает публичную похвалу, продвижение по карьерной лестнице, повышение вовлеченности в проекты, создание комфортных условий труда. Такие методы повышают мотивацию и вовлеченность. имеют долгосрочный эффект, но плохо работают в краткосрочной перспективе.

Кроме того, используемые методы можно разделить по адресату:

• Индивидуальные — рассчитаны на стимулирование конкретного сотрудника и учитывают его личные навыки, вклад в работу. К ним относятся индивидуальные премии, назначение на более высокую должность, предоставление личных бонусов. Минус в том, что такие меры могут создать трения в коллективе и они сложны в применении из-за необходимости оценки KPI каждого.

• Коллективные — мотивацию повышают за счет создания командного духа в компании. К ним относятся командные бонусы, общие проекты, тимбилдинг. Плюс в том, что таким образом можно сплотить коллектив. Но из-за неравномерного вклада каждого работника могут быть недовольны отдельные сотрудники, чьи усилия не замечают.

Для справедливой оценки вклада каждого в результат работы можно использовать аппаратные средства контроля. В том числе системы учета рабочего времени. Они дают четкое понимание того, когда работник пришел на работу, сколько времени провел на своем месте, сколько часов переработал, когда пришел с обеда и т.п.

Современные решения для систем мотивации

Эффективное стимулирование работников невозможно без автоматизированных систем учета. Их внедрение в работу компании дает такие плюсы:

• повышается точность учета, исключается влияние субъективных факторов на оценку эффективности сотрудника;

• сокращается время на рутинные процессы, не нужно выделять работника для ввода данных и составления отчета;

• процессы становятся полностью прозрачными, контроль посещаемости и затраченного на работу времени становится доступным для всех;

• уменьшаются затраты на обеспечение бизнес-процессов, HR и бухгалтерия будут тратить меньше времени на анализ данных;

• накопление информации и ее анализ может спрогнозировать производительность в будущем и повысит точность планирования.

Громоздкие решения, вроде систем контроля и управления доступом, требуют слишком долгого и дорогого внедрения в ИТ-инфраструктуру компании. Для учета рабочего времени лучше использовать узкоспециализированные инструменты — например, систему БОСС Контроль. Она состоит из терминалов, которые фиксируют приход и уход сотрудников, а также облачного центра обработки данных. Благодаря этому работодатель получает не просто голые данные о посещаемости: он может анализировать их с помощью отчетов и использовать для принятия управленческих решений. При этом не нужно вкладывать много денег в запуск такой системы.

Как избежать ошибок и повысить мотивацию сотрудников

Во избежание конфликтных ситуаций и для оптимизации системы мотивации коллектива, при ее внедрении учитывайте такие нюансы:

• Предоставляйте возможности для индивидуального развития сотрудника, учитывайте личные цели и потребности работника;

• Четко формулируйте цели и задачи, правила и критерии оценки. Это обеспечивает равные условия для всех, исключает субъективизм и появление фаворитов руководителей.

• Сбалансируйте финансовые и нефинансовые стимулы, а также регулярно получайте обратную связь от работников, корректируйте систему мотивации и стимулирования с учетом отзывов сотрудников.

Заключение

Эффективная система мотивации сотрудников строится на материальных и нематериальных, персональных и коллективных методах. Вне зависимости от выбранных вариантов важна прозрачность в оценке результатов работы. В этом помогают автоматизированные системы учета рабочего времени.

Если вы хотите повысить дисциплину сотрудников, а также увеличить их вовлеченность в рабочий процесс, используйте системы автоматизации учета. Затраты на приобретение БОСС Контроль будут намного ниже, чем экономический эффект, достигнутый от ее внедрения.

Попробуйте
и решите

Бесплатный
тест-драйв
10 рабочих дней

Заказать БОСС Контроль
или заполнить заявку: